Типичные искажения восприятия

К типичным искажениям, которые могут сделать процесс восприятия неточным и повлиять на ответную реакцию относятся

Прототипы и стереотипы,

Гало-эффекты,

Избирательное восприятие,

Проекция,

Эффект контраста

Сбывающиеся пророчества.

Стереотипы или прототипы.Ранее, когда мы обсуждали схемы восприятия, мы описывали стереотипы или прототипы как полезные способы комбинирования информации для того, чтобы справиться с информационной перегрузкой. В то же самое время мы указывали, каким образом стереотипы могут породить неточность при воспроизведении информации и ряд других проблем в дальнейшем. В частности, стереотипы сглаживают индивидуальные различия; то есть они могут помешать менеджерам познакомиться с людьми как индивидами и точно оценить их потребности, предпочтения и способности.

Гало – эффекты.Гало-эффектвозникает в тех случаях, когда одно свойство человека или ситуации используют для получения общего впечатления об этом человеке или ситуации

Подобно стереотипам, эти искажения чаще всего возникают, на стадии структурирования информации в процессе восприятия. Гало-эффект часто встречается в нашей повседневной жизни.

Например,когда мы встречаемся с незнакомым человеком, приятная улыбка может создать первое впечатление о его доброте и честности. Однако гало-эффект влечет за собой те же последствия, что и стереотипы: мы упускаем индивидуальные различия.

Гало-эффекты особенно важны в процессе оценки выполнения работы, поскольку они могут повлиять на то, как менеджер оценивает работу своих подчиненных.

Например,людей, недопускающих прогулы, как правило, считают умными и ответственными; тех же, у кого много пропусков, склонны считать плохими работниками. Подобные заключения могут быть справедливыми, но могут оказаться и неверными. Будучи менеджером, надо пытаться составить правильное впечатление о человеке и не допускать того, чтобы гало-эффект привел к искаженной и ошибочной опенке.

Избирательное восприятие— это тенденция выделять те аспекты ситуации, индивида или объекта, которые согласуются с собственными потребностями, ценностями или установками человека

Например.Когда руководителей отделов попросили определить главную проблему в обшей политике предприятия, каждый из них выбрал проблемы, соответствующие своей сфере деятельности.

Проекция— это приписывание собственных личных свойств другим людям чаще всего она возникает на стадии интерпретации информации.



Например. Классическую ошибку проекции иллюстрируют те менеджеры, которые полагают, что их собственные потребности совпадают с потребностями их подчиненных.. Если вы проецируете свои потребности на подчиненных, утрачиваются индивидуальные различия. Вместо того чтобы подобрать им максимально подходящую работу, вы предлагаете решить задачу, отвечающую вашим собственным запросам.

Проекцию можно контролировать с помощью высокой степени самосознания и эмпатии — способности увидеть ситуацию так, как ее видят другие люди.

Эффекты контрастаимеют место в тех случаях, когда характеристики индивида резко отличаются от характеристик окружающих, недавно встреченных, людей, чей ранг по этим признакам выше или ниже

Например, когда проходит собеседование при найме на работу после нескольких посредственных соискателей. Вполне закономерно ожидать появления эффекта контраста, если характеристики индивида резко отличаются от характеристик окружающих, недавно встреченных, людей, чей ранг по этим признакам выше или ниже.

Сбывающиеся пророчества— тенденция создавать или находить в другой ситуации или человеке то, что вы ожидали обнаружить в предыдущем случае

Например. Однако сбывающиеся пророчества могут иметь и положительные стороны. Особенно интересным примером сбывающихся пророчеств является исследование экипажей израильских танков. Одной группе командиров танковых бригад говорили, что, согласно результатам тестирования, некоторые члены их экипажей обладают блестящими способностями, тогда как другие — всего лишь средними. На самом деле членов экипажей выбирали случайным образом, поэтому обе тестируемые группы обладали одинаковыми способностями. Впоследствии командиры сообщали, что так называемые блестящие члены экипажа справлялись с заданиями лучше, чем средние. Как показало проведенное исследование, командиры уделяли больше внимания тем членам экипажа, на которых возлагали большие надежды, и соответственно были склонны преувеличивать их заслуги, Все это говорит о том, что менеджерам следует придерживаться позитивного и оптимистичного взгляда на людей, с которыми они работают.



СОЗДАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ СБЫВАЮЩИХСЯ ПРОРОЧЕСТВ В ОТНОШЕНИИ РАБОТНИКОВ

• Создайте более теплые человеческие взаимоотношения с подчиненными.

• Дайте вашим подчиненным обратную связь по поводу выполнения ими работы — сделайте ее максимально положительной.

• Уделяйте больше времени тому, чтобы помочь подчиненным приобрести рабочие навыки.

• Создайте подчиненным больше возможностей задавать вопросы.


tipovaya-korrespondenciya-schetov-po-uchetu-gotovoj-produkcii.html
tipovaya-korrespondenciya-schetov-po-uchetu-raschetov.html
    PR.RU™