ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тип ВНД - совокупность свойств нервных процессов, обусловленных наследственными особенностями данного организма и приобретенных в процессе индивидуальной жизни.

Свойства сильные слабые
Безудержный Живой Инертный
Сила Сильный Сильный Сильный Слабый
Уравновешенность Неуравновешен- ный (преобладает возбуждение) Уравновешен-ный Уравнове-шенный Неуравнове- шенный (преобладает торможение)
Подвижность Подвижный Подвижный Инертный Инертный
Темперамент Холерик Сангвиник Флегматик Меланхолик

Связь психической деятельности и соматического состояния организма.
Психика и физиологические механизмы жизнедеятельности организма взаимосвязаны. Психические факторы влияют на возникновение и течение соматических болезней (многократные или длительные действия отрицательных эмоций могут быть причиной развития гипертонической болезни, язвенной болезни), многие психические расстройства обусловлены соматическими заболеваниями. Поэтому подход к больному должен быть комплексным, т. е. необходимо учитывать состояние не только всех систем организма, но и специфику личности больного.

ФОРМИРОВАНИЕ СОЗНАТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Согласно П.К. Анохину физиологическая архитектура поведенческого акта строится из последовательно сменяющих друг друга следующих стадий: 1. Стадия афферентного синтеза - головной мозг производит обширный синтез всех сигналов внешнего мира, которые поступают в мозг по многочисленным сенсорным каналам. В ЦНС появляется мотивационное возбуждение, которое является доминирующим в данный момент и, как фильтр отбирает нужное и отбрасывает ненужное для удовлетворения данной мотивации. Пусковые стимулы инициируют поведенческий акт (условнорефлекторную реакцию). Но само поведение зависит от той или иной обстановки, в которой действуют стимулы. Также из памяти извлекаются сведения о случаях удовлетворения данной мотивации в сходных условиях в прошлом. Формируется готовность к определенному поведению, наступает вторая стадия. 2. Формирование программы действия или стадия эфферентного синтеза (нервные команды поступают на исполнительные органы: скелетные мышцы, железы. внутренние органы, и действие осуществляется), и аппарата акцептора результатов действия (нейронной модели предполагаемого 3. Обратная афферентация. Информация сравнивается с прогнозом, закодированном в акцепторе результатов действия. Если результаты действий соответствуют свойствам акцептора действия, то поведенческий акт завершается - удовлетворением потребности, и возникают положительные эмоции.. Если нет, то возникают отрицательные эмоции, и процесс повторяется заново. Поступки человека могут быть в двух формах: осознанными и неосознанными. Сознание всегда связано с наивысшим уровнем психической активности, который характерен только для человека. Решение совершить то или иное действие у человека возникает на основе знаний, полученных всем человечеством и эмоций, отражающих свое отношение к действительности. При этом он отдает себе отчет о том, что он воспринимает, связывает это с прошедшим, в той или иной степени предвидит будущее и на основе этого управляет своим поведением. Активность коры головного мозга поддерживается импульсами от рецепторов. Все проводящие пути, несущие сигналы от рецепторов к корковым отделам анализаторов. дают ответвления к клеткам ретикулярной формации. Так, в коре, с одной стороны, возникает ощущение, с другой стороны, через ретикулярную формацию ее возбудимость повышается. Вполне сознательная деятельность возможна при условии полного бодрствования. Мы знаем. чтоти кора действует на ретикулярную формацию и все подкорковые центры, то есть центры безусловных рефлксов. Это объясняет сложность взаимоотношений между осознанной и неосознанной деятельностью В каждый данный момент наряду с сознательной деятельностью у человека протекает много реакций, которые не осознаются (пищеварение) или могут быть частично осознаны (кровообращение, дыхание). Такое осознание играет большую роль в механизмах аутотренинга (лечебного самовнушения).Обычно сознание не участвует в безусловных реакциях (моргание, отдергивание руки при уколе и др.), хотя сознательно можно затормозсть эти реакции. Мы неосознанно можем воспринимать предметы и запоминать. Но это восприятие менее полноценно, чем осознанное. Мы не всегда отдаем себе отчет, как мы пришли к определенному заключению. Тогда мы говорим об интуиции. Но все мыслительные процессы происходят только при наличии сознания. Свои чувства мы осознаем, но не всегда определяем причины их возникновения. Ведущую роль в возникновении эмоций играет промежуточный мозг, то есть эмоции имеют общий анатомо-физиологический субстрат с инстинктами. Поэтому в эмоциях много неосознаваемого чувства. Венский психоневролог Зигмунд Фрейд ошибочно считал основой психической жизни «совокупность бессознательных влечений, инстинктов. главным образом сексуальных влечений и инстинкта смерти (смерть – цель жизни). Он не признавал общественную природу сознания человека.
Физиологические основы сознания
Физиологический субстрат сознания – кора головного мозга. Патологические изменения сознания возникают при травмах мозга, интоксикациях (в том числе наркотики), кислородном голодании, нарушениях мозгового кровообращения, инфекционных заболеваниях, особенно сопровождающихся высокой температурой. Сознание может выключаться (обморок, кома). При действии раздражителей ответная реакция может быть без участия сознания (во сне) и с участием сознания: 1) если информация несущественна, то происходит торможение внешней реакции; 2) если информации существенная, то возникает автоматизированный ответ, в котором задействована лишь часть нейронных цепей, то есть без участия сознания; 3) если информация важная, то на уровне подсознания формируется команда, которая через ретикулярную формацию активизирует кору головного мозга, подключается вся ЦНС. Лишь в этом случае сигнал осознается. Итак, если в реакцию вовлекается небольшая часть нейронов коры и подкорки, то реакция протекает как бессознательная; при глобальной активации мозга реакция осуществляется с участием сознания. На уровне подсознания протекают прочные условные рефлексы, автоматизированное поведение. навыки.Опыт жизни, ушедший в подсознание – это основа индивидуального опыта человека.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
адекватное поведение и речь, память, обучаемость, мышление, сознание.
Расстройства речи и мышления Левое полушарие (у правшей) обеспечивает развитие отвлеченного логического мышления (восприятие, переработка, анализ и синтез сигналов II сигнальной системы. Правое полушарие обрабатывает сигналы первой сигнальной системы, то есть непосредственное впечатление об окружающей среде
Название Симптомы Зона поражения
Афазия моторная При сохранности органов речи и слуха человек понимает речь, но утрачивает способность произносить речь, речь затруднена Центр устной речи в нижней лобной извилине
Афазия сенсорная Нарушается понимание речи, способность произносить слова и фразы часто сохраняется Нижняя и средняя височная извилины
Агнозия Неспособность узнавать
- слуховая Больной слышит звуки, но не связывает с определенным звучащим телом Височная доля
- зрительная Человек видит предметы, но не узнает их Затылочная доля
- тактильная Человек ощущает прикосновение предмета. но не узнает его при ощупывании Верхняя теменная доля
Алексия Утрата способности читать или понимать прочитанное Височно-теменно-затылочная область левого полушария (у правшей)
Аграфия Утрата способности писать при сохранении способности движений кисти Теменно-височная область левого полушария (у правшей)
Апраксия Неспособность производить заученные движения Лобная доля правого полушария
Астереогнозия Неспособность узнавать предмет закрытыми глазами Верхняя теменная доля





Вопросы для самоконтроля.

1. Что понимают под высшей нервной деятельностью?

2. Укажите отличия условных рефлексов от инстинктов.

3. Назовите принципы рефлекторной теории И.П. Павлова.

4. Каковы механизмы образования условных рефлексов и условия их образования?

5. Какие виды условных рефлексов Вы знаете?

6. Какие физиологические свойства ЦНС лежат в основе ВНД?

7. Что такое индукция, и какие виды индукционных отношений Вы знаете?

8. Что такое динамический стереотип? Каково его значение?

9. Что Вы знаете о биоритмах мозга человека?

10. Что такое сон? Расскажите о стадиях сна.

11. Что такое психика? Каковы физиологические механизмы психической деятельности?

12. Какие структуры осуществляют психическую деятельность?

13. Какие формы психической деятельности Вы знаете?

14. Каковы физиологические основы памяти, речи, сознания?

15. Что такое первая и вторая сигнальные системы?

16. Какие типы высшей нервной деятельности Вы знаете? Чем они характеризуются?

17. Какова связь между психической деятельностью и соматическим состоянием?

18. Что такое психосоциальные потребности?

ВНУТРЕННОСТИ (YISCERA, SPLANCHNA)

Это органы дыхательной, пищеварительной и мочеполовой систем. Они располагаются преимущественно в полостях тела: органы дыхания – в грудной полости, органы пищеварения – в грудной и брюшной, мочеполовые органы - в полости таза (нижнем отделе брюшной полости) и забрюшинном пространстве. Их функция – обеспечение обмена веществ, за исключением половых органов, выполняющих функцию размножения. Различают внутренние органы: полые и паренхиматозные.
I Полые имеют полость, ограниченную стенкой
Стенкасостоит из трех оболочек: 1. Внутренняя - слизистая оболочка с подслизистым слоем имеет изнутри эпителий разного строения, собственный слой (рыхлая волокнистая соединительная ткань) и в некоторых органах тонкую гладкомышечную мышечную пластинку; подслизистая основа (рыхлая соединительная ткань) соединяет слизистую оболочку с мышечной, обеспечивает подвижность слизистой и образование ее складок. В слизистой оболочке имеются бокаловидные клетки (среди эпителия), выделяющие слизь, железы (трубчатые, альвеолярные, смешанные); в отдельных участках имеются лимфатические фолликулы и крупные скопления лимфоидной ткани (групповые лимфатические фолликулы, миндалины). 2. Средняя – мышечная оболочка состоит из гладкой мышечной ткани (лишь в некоторых органах исчерченная); она обеспечивает сокращение и движение стенок внутренних органов. В некоторых местах (при переходе из одного отдела полого органа в другой) образуются утолщения – сжиматели (сфинктеры) 3. Наружная – серозная оболочка, почти во всех органах грудной плевра и перикард) и брюшной (брюшина) полостей. Она состоит из волокнистой соединительной ткани со слоем плоских эпителиальных клеток (мезотелий), выделяющих серозную жидкость. Серозная оболочка выстилает и полости тела (пристеночный или париетальный листок); переходя на органы, она образует висцеральный (внутренностный) листок. Между двумя листками образуется щель – серозная полость, заполненная серозной жидкостью, благодаря чему уменьшается трение между органами и стенками полостей. Там, где органы не покрыты серозной оболочкой, имеется адвентиция (в переводе внешняя) – слой рыхлой волокнистой соединительной ткани без мезотелия.
II Паренхиматозные Не имеют полости
Они состоят из паренхимы – основной ткани, производной эпителия, выполняющей специфическую функцию органа, и стромы– соединительнотканного мягкого скелета (каркаса). Строма покрывает орган снаружи, образуя капсулу, и в виде перегородок входит в орган. В ее толще проходят сосуды и нервы.

РАЗДЕЛ 7. ПРОЦЕСС ДЫХАНИЯ


tipologiya-lichnosti-i-vibor-professii.html
tipologiya-metodik-psihologicheskogo-obsledovaniya-detsko-roditelskih-otnoshenij-v-seme.html
bool(false)     PR.RU™