Типы, виды и уровни социально-культурного проектирования.

В основе классификации проектов лежат различные пара­метры. Тем не менее, ведущими критериями, исходя из кото­рых происходит типологизация проектов, является масштаб (размер), сроки реализации, качество проекта и ресурсное обе­спечение проекта. Проект, в котором гармонично сочетаются все выше указанные параметры, называется нормальным про­ектом. Чаще всего в проектах доминирует какой-то из этих па­раметров. Особым видом проекта становится инвестиционный про­ект. Он рассматривается как некое коммерческое предприятие и как система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для строительства и реконструкции расширенных предприятий или для производства новых услуг в сфере досуга. Объект инвестиций может разли­чаться по масштабам этого проекта, по коммерческой и неком­мерческой направленности, характеру и степени участия госу­дарства в проекте, эффективности использования вложенных средств. Инвестиции в социально-культурные проекты могут быть осуществлены в следующих формах: денежные средства и их эквивалентность; земля; здания, сооружения, машины и оборудование; имущественные права и права интеллектуальной соб­ственности. По масштабам различают малые проекты и мега проекты. Малые проекты не велики, просты и ограничены своими объ­емами. Стоимость таких проектов колеблется в пределах: от 500 тыс. до 3 млн. долларов. Трудозатраты в таких проектах со­ставляют 40-50 тыс. чел/час. Малые проекты не требуют созда­ния специальных творческих или исполнительных коллекти­вов. Для них из научно-творческого коллектива выделяется ряд сотрудников. Чаще всего у такого проекта один управляющий и максимально упрощены формы способы его реализации. Мегапроекты – это целевые программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпущенным на их выполне­ние временем. Такие программы могут быть международными, государственными, межотраслевыми, отраслевыми и смешан­ными. Отличительные черты мега проектов:

· высокая стоимость (порядка 300 млн. долларов и более); капиталоемкость – потребность в финансовых средствах в таких проектах, требует нетрадиционного финансирования, обычно силами консорциума фирм;

· трудоемкость – 2 млн. чел/час на проектирование, 15-20 млн. чел/час, на реализацию;

· длительность реализации: 5-7 и более лет;

· необходимость участия других стран; отдаленность регионов реализации, а, следовательно, не­обходимость дополнительных затрат; влияние на социальную и экономическую среду региона, и даже страны в целом.



Мегапроекты требуют учета, ряда факторов, а именно:

распределение элементов проекта по разным исполни­телям и необходимость координации их деятельности;

необходимость анализа социально-экономический и социокультурных особенностей региона, страны в целом, а воз­можно и ряда стран-участников проекта;

необходимость выделения в качестве самостоятельной фазы - разработки концепции проекта;

разработка и постоянное обновление плана проекта;

необходимость выполнения фазы планирования на всех уровнях планов: от стратегического до оперативного с учетом вероятного характера и риска проектов;

необходимость мониторинга проекта с постоянным об­новлением (актуализацией) всех элементов плана проекта; учет неповторимости (уникальности) мегапроекта.

По срокам реализации различают проекты:

краткосрочные проекты (реализуемые за 1-2 года);

среднесрочные (реализуемые за 3-5 лет);

долгосрочные(реализуемые за 6 и более лет).

Существуют также уникальные с точки зрения качества – бездефектные проекты. Они жестко ориентированы на высо­кое качество социально-культурного обслуживания и исклю­чают неточности, рассогласования, срывы, накладки и т.п. Существуют также мультипроекты.Они отличаются тем, что замысел заказчика проекта относится к нескольким взаимосвязанным проектам. Мультипроекты включают сум­мирование существующих или создание новых организаций и фирм. Мультипроектом считается выполнение множества заказов и услуг в рамках производственной программы одной фирмы, если выполнение проекта возможно на основе ее произ­водственных, финансовых, временных ресурсов и соответству­ет пожеланиям заказчиков. Также возможны

монопроекты – проекты, имеющие чет­ко очерченные ресурсные, временные и другие рамки, реали­зуемые единой проектной командой и представляющие собой отдельные инвестиционные, социальные и другие проекты. Реализация модульных программ в социально-культурной сфере является относительно новым способом решения ряда задач управления проектами. Суть этого проектного подхода состоит в том, что большая часть будущего объекта социально-культурной сферы (иногда до 95% его стоимости) изготавлива­ется не на месте будущей реализации, а «на стороне» - иногда за тысячи километров от конкретной площадки реализации – в другом культурно-досуговом учреждении, или в неформаль­ной организационной структуре, объединяющей заинтересо­ванных субъектов досуговой деятельности.



Специфика таких проектов заключается в следующем:

1) оборудование и материалы для таких проектов обычно закупаются на мировом рынке. Отсюда – повышенное требова­ние к организации, осуществляющей закупки для проекта;

2) уровень подготовки таких проектов должен быть суще­ственно выше, чем для аналогичных «внутренних» проектов, учитывая, в частности, различия в правовой и нормативной ба­зах;

3) длительность подготовительного периода для таких проектов обычно больше в связи со сложностью организации и управления;

4) информационная поддержка международных проектов всегда более эффективна (и, соответственно, дороже), чем для «внутренних» проектов. Исходя из масштабов проектной инициативы выделяют уровни проектирования:

· международный,

· федеральный,

· реги­ональный,

· муниципальный

· локальными.

Международные (интернациональные) проекты выполня­ются международными организациями, фондами и группами. По масштабу международный проект может носить планетар­ный характер и осуществляется в каждой стране мира. Есть международные проекты, которые касаются одного или не­скольких континентов. Могут быть международные проекты, которые затрагивают интересы трех и более стран. Субъектами разра­ботки и реализации международных проектов в области куль­туры чаще всего становится ЮНЕСКО. Проекты ЮНЕСКО касаются возрождения и сохранения культурного наследия, развития диалога культур, исследовательской и образователь­ной деятельности в сфере культуры и искусства. Примером подобных международных проектов может служить проект «Культура мира» (ЮНЕСКО-2001г.). Есть и другие обще­ственные организации, осуществляющие международные про­екты. Среди них фонд «Культурная инициатива» Дж. Сороса; с 1954 г. работает Европейский фонд культуры (создан в Женеве, сейчас находится в Амстердаме, занимается искусством и ху­дожественным наследием Европы, образованием, экологией, социальными проблемами); Фонд принца Бернара (финанси­рует проекты социально-культурной работы среди молодежи, программы юношеского культурно-познавательного туризма, а также частной инициативы и непрофессиональные формы художественной деятельности). Активное участие в реализа­ции международных проектов принимают религиозные ор­ганизации различных конфессий, которые уделяют особое внимание возрождению и развития ценностей религиозной культуры.

Федеральные проекты охватывают своим действием всю территорию РФ. Чаще всего они являются федеральными про­граммами развития культуры. К таким программам, реализу­емым в последние десятилетия можно отнести Федеральные программы «Наследие», «Жилье и социальное обустройство», «Межнациональное культурное сотрудничество», «Народное творчество, промыслы и ремесла», «Юные дарования» («Новые имена»), «Духовное возрождение России средствами музыкаль­ного и театрального искусства», «Информатизация и техниче­ское переоснащение отрасли культуры», «Наука и культурная политика», «Фонд инновационных идей и культурных иници­атив» и ряд других. Региональный проект представляет собой социально-культурную разработку, ориентированную на реализацию в одном или нескольких субъектах федерации (округах), сход­ных по своим природно-климатическим условиям и истори­ко-культурным традициям. Масштабы регионального проекта могут быть различными и обусловленными традициями ре­гионализации в России. В последнее время широкое развитие получили региональные проекты, осуществляемые в масшта­бах Федерального округа, объединяющего несколько субъек­тов федерации. Региональные проекты могут существовать и в рамках той или иной зоны российской федерации, объеди­няющей субъекты федерации разных социально-экономиче­ских регионов,. Региональный проект может совпадать с территорией одного субъекта федерации или вбирать в себя части территорий нескольких субъектов Федерации. Таковыми проектами могут быть проекты, связанные с туристическим маршрутом «Золотое кольцо», проекты, адресованные компак­тно проживающим немцам Поволжья или проект сохранения Мещерского биосферного заповедника. Муниципальный проект в своей реализации ограничива­ется масштабами муниципального образования (города, райо­на). Чаще всего в реализации такого проекта активное участие принимают органы местного самоуправления, местная админи­страция (муниципалитет). Классическим примером подобного проекта может служить праздник города, или праздник села. Могут разрабатываться и реализовываться и более долгосрочные проекты, направленные на развитие инфраструктуры соци­ально-культурной деятельности в данном населенном пункте.

Локальный проект – это всегда малый проект, связанный с реализацией конкретной проектной инициативы в рамках одного социально-культурного института. Разовые или цикли­ческие мероприятия учреждений культуры или инициативных групп общественности являют собой яркий пример локального социально-культурного проекта. Проекты могут быть реальными и нереальными, т.е. неосу­ществимыми или нереализуемыми. По содержанию проблем, определяющих актуальность проекта и новизне способов их разрешения, проекты могут быть типовыми и уникальными. Если типовые воспроизводи­мы в других ситуациях с небольшой корректировкой в соответ­ствии с местными условиями (например, проекты стандартных учреждений культуры), то уникальные не могут тиражиро­ваться в силу неповторимости ситуации и объектной области проектирования (проекты возрождения уникальных объектов или особых местных культурно-исторических традиций). В зависимости от позиции проектировщика выделяются два типа проектных стратегий: Первый тип ориентирован на максимальное понимание и учет специфики той культуры, которая становится объектом проектной деятельности. В этом случае цель проекта состоит в создании условий, обеспечивающих сохранение (консервацию) культурного ареала региона- объекта внедрения проекта, а уже потом – саморазвитие субъекта культуры. Во втором типе проектов доминирующей задачей является экспорт собственных культурных образцов (ценностей, норм, технологий) в другой культурный контекст, который благодаря этому модифицируется и преобразуется. Примером такого рода проектной практики могут служить современные процессы модернизации в развивающихся странах, когда модели культуры развитых индустриальных стран экспортируются и воспроизводятся в иных региональных и социокультурных контекстах.

Билет 3 вопрос 1

Законодательная база и основные понятия социального туризма.

Социальный туризм как приоритетное направление госу­дарственного регулирования туристской деятельности входит в систему национальной политики (а значит, в систему феде­ральных и региональных интересов) как отрасль оздоровления населения посредством предоставления доступного социально­го продукта, новых рабочих мест, пополнения муниципальных и региональных бюджетов, консолидированного федерального бюджета. К нормативно-правовой базе социального туризма можно отнести: Конституцию РФ; Указ Президента РФ от 25.04.1994 г. № 813 «О дополни­тельных мерах по развитию туризма в Российской Федерации и об упорядочении использования государственной собственно­сти в сфере туризма»; Указ Президента РФ от 22.12.1995 г. № 1284 «О реоргани­зации и развитии туризма в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24.11.96 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»; Федеральный закон от 14.06.95 г. № 88-ФЗ «О государст­венной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 31.07.98 г.); постановление Правительства РФ от 26.02.1996 г. № 177 «О Федеральной целевой программе «Развитие туризма в Рос­сийской Федерации». Для реализации правовых норм законодательства большое значение имеет терминологическая определенность. Каждое понятие закона должно иметь четкое содержание, что позволяет правильно толковать закон и соответственно правильно при­менять его. В социальном туризме используются десять основных по­нятий, которые соответствуют Федеральному закону «Об осно­вах туристской деятельности в Российской Федерации» и обще­принятой международной терминологии. Социальный туризм – путешествия, другие туристские по­ездки с целью отдыха, оздоровления, приобщения к природному и культурно-историческому наследию, реализуемые гражданам Российской Федерации по цене социального тура или осуществляемые самостоятельно и субсидируемые из средств, выделяе­мых государством на социальные нужды. Туристская деятельность в сфере социального туризма – туроператорская, турагентская, а также иная деятельность по формированию, продвижению и реализации социальных туров. Социальный тур – минимально необходимый набор турист­ских услуг, не превышающий базовый стандарт доступности для граждан Российской Федерации. Базовый стандарт доступности социального тура – сово­купность расчетных показателей минимально необходимого набора туристских услуг; устанавливается Правительством Рос­сийской Федерации в соответствии с нормами настоящего Федерального закона. Дополнительные платные услуги – услуги, предоставляе­мые туристу по его желанию сверх базового стандарта доступ­ности социального тура и не влияющие на ценообразование социального тура. Участник социального туризма – турист, являющийся по­требителем социального тура; организация социального туриз­ма, общественное объединение, общественное движение как совокупность общественных объединений участников социаль­ного туризма, образовательное учреждение по подготовке спе­циалистов для сферы социального туризма, научно-исследова­тельское учреждение по проблемам социального туризма. Организация социального туризма – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, формирующие, про­двигающие и реализующие на основании лицензии социаль­ные туры при условии, что их реализация составляет в сово­купности не менее 70% всех туристских услуг и норма рента­бельности при формировании цены социального тура не пре­вышает 10 %. Членская карта (билет) участника социального туриз­ма – индивидуальный типовой документ первичного учета доб­ровольного члена общероссийского объединения социального туризма. Маршрутная книжка, маршрутный лист – основной пу­тевой документ группы, совершающей туристский поход опре­деленной категории сложности (маршрутная книжка) или внекатегорийный (маршрутный лист). Выдается клубом туристов, общественным объединением участников социального туризма, образовательным учреждением в качестве свидетельства кол­лективного участника социального туризма на время группового туристского похода. Отпускной чек – типовой документ первичного учета в со­циальном туризме, дающий гражданину Российской Федерации право на получение в рассрочку перечисленных в отпускном чеке льготных услуг по оздоровлению, путешествиям, отдыху, предоставляемых по условиям коллективного договора между работниками и работодателем. Порядок выпуска и правила хож­дения отпускного чека устанавливаются Правительством Рос­сийской Федерации.

В условиях несовершенства рыночных отношений, налого­вой системы, ослабления взаимосвязи субъектов туристской индустрии регулирующие функции в части обеспечения дос­тупности отдыха и оздоровления осуществляются через уста­новление базового стандарта социального тура. Базовый стандарт доступности социального продукта – это фиксированная цена компонентов социальных услуг, вхо­дящих в набор предоставляемых услуг населению. Базовый стандарт зависит от минимального размера оплаты труда на момент формирования социального набора услуг оздо­ровления и отдыха через турфирму. Он распространяется только на объекты социального туризма, находящиеся на территории Российской Федерации. Базовый стандарт доступности включает: размещение – ночевку в гостинице, стоимость которой со­ставляет не более 0,4 величины минимального размера оплаты труда (МРОТ) на момент расчета цень; социального тура; питание – дневной рацион, стоимость которого составляет не более 0,3 величины МРОТ; сопутствующие услуги по программам обслуживания (трансфер и экскурсия) – из расчета не более 0,4 величины МРОТ. На основе базового стандарта, с учетом местных особенно­стей органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются региональные стандарты доступ­ности социального тура. Предоставляемые в рамках социального тура услуги не могут быть меньшими или не в том объеме, чем предусмотрено базо­вым стандартом доступности, не должны превышать стоимост­ных показателей, складывающихся исходя из норм, предусмот­ренных федеральным законодательством. Базовый стандарт доступности является защитным механиз­мом от диктата руководителей субъектов социального туризма, а также механизмом реализации конституционного права граж­дан на достойную жизнь и свободное развитие, иные предусмотренные гарантии социальной защиты.

Билет 3 вопрос 2

Развитие просвещения и социокультурные преобразования в XVII – XVIII веках.

Ко времени прихода к власти Петра I социокультурная ситуация характеризовалась полным отсутствием традиций и форм общения, которые уже утвердились в просвещенной Европе: царили жестокие забавы простонародья, дикий кураж представителей знати, мрачный домострой в семье, сословная замкнутость, духовная разобщенность. Но уже сложилась самобытная и своеобразная культура, и прежде всего, в гуманитарной сфере: живописи, архитектуре, народном творчестве. «Странный монарх» пытался сделать досуг деловым, соединить его с «работой»: меняя моду, заставлял дворян брить бороды и носить короткополую одежду, отменил послеобеденный сон на службе, ввел ассамблеи - формы досугового общения, собрания людей разного общественного положения: от министров до корабельных мастеров. Здесь развлекались, но и обсуждали деловые вопросы, сам Петр часто занимался государственными делами на отдыхе. Этика ассамблей была демократичной, без ханжеских церемоний. Являться должны были все с женами, спиртное употреблять умеренно, принимать участие в танцах (впоследствии ассамблеи стали светскими балами популярнейшей ритуализированной формой элитарного досуга, сценарий которого осуществлялся церемонимейстерами, распорядителями бала. Была создана образовательная система государственных учреждений: школы - цифирные, математические, ремесленные, медицинские, гарнизонные; училища - горные, инженерные, навигационные, общеобразовательные гуманитарные гимназии, Морская академия - 1715г., Академия наук - 1725г., Церковно-славянский шрифт заменен гражданским, печатаются светские книги, учебники, буквари, словари, календари. С 1702г. выходит первое периодическое издание - газета «Ведомости» - от 100 до 2500 экземпляров. Развивается культурно-просветительная сфера: 1714г. - первая публичная библиотека, 1719 - первый государственный музей - Кунсткамера, Ботанический сад (Петербург) - первый публичный театр - «театральные хоромины» - в Москве на Красной площади. Петр I не жалел средств (при том, что после себя не оставил ни копейки государственного долга) на развитие праздничной культуры: годовщина Полтавской битвы, Новый год, Святки. Относился к праздникам как к значительным идеологическим мероприятиям, служащим укреплению уважения к мощи государства, воспитанию патриотизма. С косностью и консерватизмом Петр I боролся и языком сатиры, создав «Всешутейский, всесумасброднейший и всесильнейший Собор» - шуточное предприятие с элементами народной смеховой культуры. Традиции маскарада, фейерверка, праздничного шествия нашли свое развитие во второй половине XVIII века в народном площадном искусстве и творчестве: ярмарках, балаганах, кукольных представлениях, народном театре «Петрушка». Екатерина II (годы правления 1762-1796) в своей политике просвещенного абсолютизма продолжила многие культурно-просветительские начинания Петра I. Развивалась и совершенствовалась система образования, самообразования, науки, искусства. Ее стараниями собрана великолепная мировая сокровищница - Эрмитаж, открыты профессиональные и любительские театры; первые аристократические клубы (1770 - в Петербурге, с 1772 - в Москве). Конец XVIII в. - время развития салонов, кружков, обществ различной направленности: музыкальной, научной, литературной, спортивной. «Играющий век» (по выражению историков) способствует перемещению земледельческих традиционных празднеств в новые, городские условия. Он постепенно видоизменял их: нарушается строгая крестьянская регламентация и обрядность, магический смысл слов и действий, языческая предназначенность праздников. Меняется состав участников: городской работный люд, представители разных сословий, национальностей, иностранцы. Массовое гулянье становится открытой социально-культурной системой и легко впитывает в себя элементы и формы различных традиций, быта, культур, искусств. При земствах и Попечительских советах организуются праздничные комиссии. Создается Общество разумных развлечений как центр по координации досуговых интересов и занятий.

Билет 4 вопрос 1.


tipologiya-klassifikaciya-i-struktura-urokov.html
tipologiya-konkurentov-po-zanimaemim-poziciyam.html
bool(false)     PR.RU™