Типы производства в системе бизнеса

Тип производства представляет собой комплексную характеристику технических, организационных и экономических особенностей производства, обусловленных степенью специализации, сложностью и устойчивостью изготовляемой номенклатуры изделий, размером и повторяемостью выпуска продукции.

Основным показателем, характеризующим тип производства, является коэффициент закрепления операций, который определяется как отношение числа всех различных технологических операций, выполняемых или подлежащих выполнению в течение месяца, к числу рабочих мест.

В отечественной теории и практике различают три типа производства: единичное, серийное и массовое.

Единичное производство характеризуется:

малым объемом выпуска одинаковых изделий, повторное изготовление которых, как правило, не предусматривается;

большой номенклатурой выпускаемых изделий;

неустойчивой технологической специализацией участков;

универсальным оборудованием;

разнообразными и неупорядоченными связями между рабочими местами;

универсальным высококвалифицированным персоналом.

Серийное производство характеризуется производством нескольких однородных типов изделий:

периодически повторяющимися партиями;

специализацией участков – предметной, предметно-групповой.

Массовое производство характеризуется:

большим объемом выпуска изделий, непрерывно изготовляемых продолжительное время, в течение которого на большинстве рабочих мест выполняется одна рабочая операция с подетальной специализацией участков;

специализированным оборудованием;

специализацией участков по предметно-замкнутой форме, прямоточными связями между рабочими местами – поточное производство;

рабочие – операторы низкой квалификации.

В современных рыночных условиях применение массового типа производства крайне ограничено, несмотря на его высокую эффективность, поскольку предполагает выпуск однородной продукции в течение длительного времени с преобладанием рынка продавца и неограниченного роста, поэтому сегодня на его долю приходится примерно 20 % выпуска продукции машиностроения.

Текущие рыночные условия ставят задачу удовлетворения разнообразного и изменчивого спроса во всех отраслях производства, что требует повышения эффективности, в том числе за счет применения современных методов организации, планирования и управления, мелкосерийного и единичного производств. Доля всех производственных предприятий, использующих единичное мелкосерийное производство (стратегию, ориентированную на процесс), стратегию производства «на заказ», составляет около 75–85 %.



Тип производства определяется следующими факторами:

номенклатурой выпускаемых изделий;

объемом выпуска;

степенью постоянства номенклатуры выпускаемых изделий;

характером загрузки рабочих мест.

Сравнение по факторам типов производств приведено в табл. 8.1.

Тип производства оказывает решающее значение на особенности организации производства, его экономические показатели, структуру себестоимости, разный уровень оснащенности.

Существуют следующие принципы организации производства товаров и услуг:

дифференциация – разделение производственного процесса на отдельные части (процессы, операции, стадии) и их закрепление за соответствующими подразделениями предприятия;

концентрация – сосредоточение определенных производственных операций по изготовлению однородной продукции, товар (услуги) предприятия;

специализация – закрепление за каждым рабочим местом и каждым подразделением строго ограниченной номенклатуры товарной продукции;

Таблица 8.1. Сравнительная характеристика типов производства

пропорциональность – сочетание отдельных элементов производственного процесса, которое выражается в их определенном количественном отношении друг с другом;

ритмичность – повторение через установленные периоды времени всех отдельных производственных процессов и единого процесса производства определенного вида товара (услуги).

К основным стратегиям управления производства товаров и услуг относят:

стратегию товара, определяющую выбор новых товаров и модернизацию уже производящихся. Эта стратегия неразрывно связана с анализом жизненного цикла товаров, с проведением маркетинговых исследований;



стратегию обслуживания производства товаров и услуг, определяющую формы организации и методы технического, транспортного и складского обслуживания предприятия;

стратегию качества товаров и услуг;

стратегию управления запасами, рассматривающую запасы как необходимый атрибут любой производственной системы, а управление ими как элемент управления материальными потоками в производстве;

стратегию «точно в срок», показывающую пути минимизации запасов и возможности работать вообще без них;

тактику агрегатного планирования, дающую решения по эффективному планированию темпов производства товаров и услуг в среднесрочном периоде с учетом меняющегося рыночного спроса.

8.3. Развитие рынка и товарно-денежных отношений в системе производства товаров (услуг)

Развитие рынка и усложнение товарно-денежных отношений объективно вызывали формирование и совершенствование его инфраструктуры.

Инфраструктура рынка товаров (услуг) – это система специализированных организаций, призванных содействовать функционированию отдельных рынков. В частности, на рынках товаров и услуг функционирует система оптовой и розничной торговли, товарные биржи. Предприятия торговли выступают в качестве первых элементов инфраструктуры рынка, благодаря которым происходит упорядочение движения товарных потоков, собирается необходимая информация о положении дел на отдельных рынках товаров и услуг.

Основные элементы инфраструктуры рынка товаров (услуг) – это:

биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные);

аукционы, ярмарки;

посреднические структуры;

коммерческие банки;

центры государственного и негосударственного содействия занятости;

налоговая система и налоговая инспекция;

специальные рекламные агентства;

информационные центры и агентства средств массовой информации;

специальные зоны свободного предпринимательства.

Функции инфраструктуры рынка товаров (услуг):

облегчать участникам рыночных отношений реализацию их интересов;

повышать оперативность и эффективность работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;

упрощать формы юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики.

Рыночная инфраструктура облегчает осуществление товарообменных операций, юридический и экономический контроль над ними, повышает их оперативность и эффективность. Инфраструктура рынка товаров и услуг представлена на рис. 8.1.

Рис. 8.1. Инфраструктура рынка товаров и услуг

Основные закономерности развития рынка товаров и услуг проявляются как тенденции, имеющие в разных странах свою специфику. Поэтому формирование рыночной системы в России в переходный от командно-административной экономики период должно учитывать существующие проблемы:

относительно низкий уровень развития производительных сил по сравнению с развитыми странами;

глубоко монополизированная структура экономики и основных рынков;

противоречия между федеральной, региональной и местными властями;

оторванность производства от нужд потребителей;

неразвитая инфраструктура рынка, которая вместе с тем в своем развитии опережает формирование структуры рынка;

дестабилизация кредитно-денежной и финансовой системы.

Реформирование рынка товаров и услуг обусловлено некоторыми экономическими изменениями в современных условиях:

разгосударствление экономики и развитие предпринимательства;

демонополизация экономики и устранение организационных структур, сложившихся в рамках командно-административной системы и препятствующих развитию рынка;

переход к свободному ценообразованию при сохранении форм и методов государственного регулирования;

осуществление жесткой кредитно-денежной и финансовой политики, направленной на ограничение денежной массы в обращении;

осуществление активной структурно-инвестиционной политики, обеспечивающей необходимые структурные сдвиги в направлении социальной переориентации.


tipi-zhurnalistskih-professionalnih-ideologij.html
tipicheskogo-v-mnemicheskih-sposobnostyah.html
bool(false)     PR.RU™