Типы неправильного семейного воспитания

Гипоопека. Это такой тип неправильного воспитания, при ко­тором имеет место явное эмоциональное отвержение ребенка, проявляющееся в открытой враждебности, чрезмерной требова­тельности, попытке «улучшить характер» или, наоборот, в равно­душном попустительстве.

Гиперопека. Чрезмерная родительская забота о ребенке, выра­жающаяся в необычной привязанности, преданности ребенку. Де­ти находятся в центре внимания, они объект восхищения, завы­шенных ожиданий родителей. Родители идут на поводу у своего ребенка, оберегают его от всех жизненных трудностей и невзгод.

Воспитание по типу повышенной моральной ответственности. Такой тип воспитания встречается в семьях, где родительские на­дежды и чаяния оказались неосуществленными. Родители стара­ются заставить детей реализовать все, что не осуществилось в них самих. В некоторых семьях старшим детям поручается уход за бо­лее младшим и беспомощным членом семьи.

Противоречивое воспитание. Различное отношение к ребенку и своим обязанностям в отношении к нему со стороны членов се­мьи, приводящие к тому, что в одной и той же семье возникают разные образцы воспитания.

Смена воспитательных приемов в зависимости от динамики се­мейной жизни.

Перечисленные типы семейного воспитания могут существенно нарушить нормальное психическое развитие ребенка. Учет их явля­ется обязательным в общей оценке психического развития ребенка.

Социальнаяхарактеристика семьи

Наименование групп семей

Факторы, характеризующие данную группу семей

1-я группа семей (оптимальная)

Высшее образование родителей. Высокий культурный уровень семьи. Высокая мате­риальная обеспеченность. Хорошие жилищ­ные условия. Здоровая в психологическом отношении атмосфера. Отсутствие вредных привычек. По состоянию здоровья - опти­мальная

2-я группа семей (хорошая)

Высшее и среднее образование родителей. Вы­сокий и удовлетворительный культурный уро­вень. Хорошие материально-бытовые условия. Благоприятные отношения в семье. Вредные привычки, кроме злоупотребления алкоголем. По состоянию здоровья - оптимальная_______

Наименованиегрупп семей

Факторы,характеризующие данную группу семей

3-я группа семей (удовлетворительная)

Один из показателей является неудовлетвори­тельным (культурный уровень, жилищные условия, взаимоотношения в семье). По со-стоянню здоровья - удовлетворительная

4-я группа семей (неудовлетворител ьн а я)

Наличие в семье двух и более неудовлетвори­тельных перечисленных показателей. Низкий уровень культуры. Неблагоприятный психо­логический климат в семье. Вредные привыч­ки - злоупотребление алкоголем. По состоя-нию_здоровья - неудовлетворительная_______



Рекомендации по патопсихологическому изучению детей раннего и дошкольного возраста

Патопсихологическое изучение детей раннего и дошкольного возраста имеет ряд особенностей.

Прежде всего, необходимо отметить, что маленькие дети, а особенно дети с нарушениями психического развития, не всегда легко и охотно вступают в контакт с экспериментатором и вклю­чаются в деятельность по выполнению заданий. Поэтому следует воздерживаться от отрицательной оценки психических возможно­стей ребенка в тех случаях, когда нет достаточной уверенности в том, что удалось наладить оптимальный контакт с ребенком, до­биться его посильного участия в эксперименте и обеспечить необ­ходимую мотивацию деятельности по выполнению заданий. При­чинами целого ряда отказов ребенка от выполнения задания мо­гут быть не столько его интеллектуальная несостоятельность, сколько степень невротизации, наличие страхов, депрессивных на­строений или определенных характерологических особенностей.

Включение ребенка первого года в ситуацию обследования дос­тигается привлечением его внимания к ярким новым звучащим объектам, интенсивным эмоционально-речевым воздействием и устранением всех отвлекающих внимание ребенка объектов. До на­чала обследования ребенок должен привыкнуть к исследователю, иначе он может дать негативную реакцию на незнакомое лицо, что существенно осложнит возможность дальнейшего контакта.

Включение в ситуацию обследования более старших детей лег­че всего достигается применением сюжетного объединения раз­личных заданий в одну общую «игру». Для этого в обследование вводится персонаж или ряд персонажей и все дальнейшие задания выполняются как бы для этих персонажей: для них строятся «домики, елочки, паровозики» и т.д. При этом персонажи ис­пользуются для оценки действий ребенка, они радуются или пла­чут, приближаются при одобрении или прячутся при неверном действии, а иногда что-то говорят, советуют, просят.



Детей в возрасте от I года до 2 лет рекомендуется обследовать в непосредственной близости от матери, желательно, чтобы ребенок сидел у нее на коленях. Иначе тревога, возникающая у детей этого возраста в незнакомой ситуации, может сильно осложнить обсле­дование.

Дети старше 2 лет значительно быстрее адаптируются в экспе­риментальной ситуации, легче вступают в контакт с исследовате­лем и охотно увлекаются деятельностью с новыми для них игруш­ками. При этом присутствие мамы часто бывает необязательным, а порой и нежелательным.

Начинать исследование следует с легких заданий, которые с наибольшей вероятностью могут оказаться интересными для ре­бенка (типа вкладывания разных по размеру объектов один в дру­гой). Затем ему можно предложить ряд сложных и более скучных заданий на запоминание, внимание, идентификацию, узнавание, а также на обобщение. Как только появятся первые признаки утом­ления, стоит переключить внимание ребенка на выполнение более легкого задания или даже дать ему отдохнуть. Если с течением времени ребенок все более растормаживается, можно попытаться ограничить свободу его движений или, наоборот, отвлечь его и переключить на выполнение несложных физических упражнений, успокаивающих нервную систему.

Не должно быть правила в порядке предъявления ребенку за­даний. Важно удержать заинтересованность ребенка и быстро провести каждое задание. Следует заменять одно задание на дру­гое, если проявляются признаки пресыщения. В специальных це­лях, например для определения состояния произвольной регуля­ции поведения или подчиняемости ребенка требованиям взросло­го, а также для расширения представлений об особенностях эмо­ционального реагирования, можно требовать доведения ребенком неинтересного задания до конца.

В случаях отказа ребенка от выполнения заданий надо пытать­ся привлечь его к деятельности с помощью тактильного контакта, шепотной речи или же продемонстрировать задание наглядно, а также избегать употребления императивных высказываний типа «сделай», «скажи» в собственной речи.

Для выяснения реакции ребенка на неудачи и трудности можно искусственно создать ситуацию неуспеха, однако делать это сле­дует с особенной осторожностью, чтобы не спровоцировать вы­раженной аффективной реакции.

Исследование следует вести так, чтобы ребенок расставался с исследователем в хорошем настроении и стремился к продолже­нию занятий в следующий раз.


tipi-patologicheskogo-dihaniya-diagnosticheskoe-znachenie.html
tipi-pedagogicheskoj-napravlennosti.html
    PR.RU™