Типы нарушения звукопроизношения у детей с ринолалией

1. Дефекты, типичные для других речевых нарушений (дислалия - из-за дефектов в строении органов артикуляции, недоразвития фонематического слуха, социальных факторов; дизартрия – из-за неправильной работы органов артикуляции вследствие нарушения иннервации (парезы, параличи, изменения тонуса)).

2. Дефекты, свойственные открытой ринолалии

Дефекты, типичные для других речевых нарушений

Нарушения произношения: На каждый момент вспомнить и объяснить

1. Л, Р – замены на звуки Й, ЛЬ, Д, искажения (двугубный = кучерской, велярный).

2. фрикативных звуков – свистящие, боковые, шипящие, призубные, межзубные сигматизмы, губно-зубное произнесение.

3. Дефекты смягчения (но редко).

4. Дефекты озвончения (но редко)

Разборчивость речи для окружающих – 60-100 %

Дефекты, свойственные открытой ринолалии

Общая характеристика: ТОТАЛЬНО НАРУШЕНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ преобладание заднеязычной артикуляции с носовой утечкой воздуха и почти беззвучным произнесением глухих согласных, храп и гиперназализация, Все глухие приближены к Х, звонкие к Г украинскому (фрикативному), губно зубные к М, переднеязычные к Н.

Причины:

– паталогическая позиция языка, массивный (гипертрофированный) корень языка, перекрывающий проход в глотку, вялый кончик языка, не участвующий в артикуляции.

– Отсутствие сильной, направленной воздушной струи из-за утечек воздуха.

Дефекты произнесения гласных – усиление ринофонии (гиперназализации) в такой последовательости: а, о, э, и, у. (так как в данной последовательности изменяется (увеличивается) объем глотки при нормированном произнесении данных звуков. При открытой ринолалии при увеличении объема глотки во время речи увеличивается и проход в нос.

Дефекты произношения без атипичных компенсанаторных артикуляций:

1. Фрикативные заменяются велярными, боковыми, межзубными, шипящие свистящими и наоборот.

2. Взрывные

– Язычно-зубные (Т и Д на заднеязычные К и Г, или на ГГГГ – украинский, или на М и Н или просто очень ослабляются,

– Губно-губные П и Б на заднеязычные К и Г, или на губно-губной носовой М, м.б. беззвучное произнесение).

– Заднеязычные К и Г на фрикативный Х. Или Г украинский.

3. Африкаты (Ч и Ц) на заднеязычные фрикативные Х или заднеязычные взрывные К, Г.

4. Соноры (Р, Л) на носовой переднеязычный Н или на заднеязычные фрикативные или взрывные (Х, К, Г), м.б. двугубные (В, У), пропуски. Р – практически никогда не имеет нормативного звучания – не хватает силы выдоха для организации вибрации кончика языка.



Разборчивость речи для окружающих 50-90 %.

Дефекты произношения с атипичными компенсанаторными артикуляциями.

Используются глоточные и фарингетальные движения, нарушается произношение почти всех звуков.

Глоточные (гортанные, ларингеольные) артикуляции (звуки) – образуются в полости гортани, имеют щелкающий призвук.

Фарингетальные артикуляции (звуки) – образуются путем сближения корня языка со стенкой зева.

Разборчивость речи для окружающих – 20-50 %.

ЛЕКЦИЯ 8 «Нарушения слоговой структуры слова»

Ритмико-слоговая структура –способность к восприятию и воспроизведению количества слогов с выделением ударности, паузации.

Звуко-слоговая структура– восприятие и Воспроизведение не только количества, ударности и паузации, но и звукового наполнения каждого слога.

Нарушения:

1. Сокражения групп согласных звуков (платье – пате, кран – ман, книжка – хиха).

2. Сокращение звучания согласного в конце слова (строить – хои, месяц – мехя)).

3. Опускание начального согласного (волосы – ояси).

4. Добавление согласных (палец – палетф, сцена – фтфена).

5. Перестановка звуков в слоге (метатезис) (дрова – двора, труба – ртуба).

6. Сокращение числа слогов в слове (элизия) – двенадцать – хена, здание - хнани)

7. Увеличение числа слогов (вслед – уехед, встань – уситань).

Причины нарушения звукослоговосй структуры

1. нарушение речевого дыхания.

2. Нарушения звукопроизношения.

3. Нарушения фонематического слуха.

4. Рассогласованность моторных действий (изменения тонуса и пр.)

Нарушения фонематического слуха

Выражается в разной степени, от трудностей различения близких звуков, различающихся по одной характеристике С-З (звонкость), до не различения звуков, имеющих отличия по нескольким параметрам Например з и х (звонкость, место образования)



ЛЕКЦИЯ 9 «Нарушения голоса»

До 7-ми лет голос детей с открытой органической ринолалией имеет характеристики, свойственные норме, кроме гиперназализации (х-ка тембра), после 7 лет голос ухудшается, присоединяются функциональные, а затем и органические нарушения (парезы, параличи, узелки на голосовых связках и др.), которые проявляются в таких характеристиках голоса - слабый, истощаемый, монотонный, сиплый, гнусавый, металлический, носовой, сиплый, форсированный, хриплый, приглушенный.

Причины ухудшения х-к голоса – доказали, что изменение формы, строения, положения, работы мягкого неба влияет на положение и функционирование голосовых связок. То есть, они начинают работать дисфункционально (нарушено), что приводит к их постоянному перенапряжению, и в последствии провоцирует органические изменения в них. Операции по устранению расщелин, не изменяют ситуацию, так как мышцы не начинают работать правильно на все 100 %.

Характеристики голоса осложняются психологическим компонентом – дети стесняются своей речи, стараются, а затем и привыкают говорить тихо, незаметно для окружающих.

Речь детей с ринолалией характеризуется следующими нарушениями:

Ринофония –носовой (гнусавый) оттенок голоса, возникающий из-за неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие механических (органических) дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твердого неба, либо расстройств функции мягкого неба.

Ринофония закрытая – носовые согласные приобретают носовое резонирование, гласные теряют звучность, тембр становится неестественным = гипоназализация.

Ринофония открытая –патологическая назализация всех носовых звуков, слабые, сдавленный голос = гиперназализация, (носовой голос).

Голос обладает следующими характеристиками:

Металлический –отсутствует богатство, цвет.

Приглушенный –голос, как будто застревающий в задней части ротовой полости, быстро затухающий.

Сиплый –образуется при неполном смыкании голосовых складок, когда кроме звуковых волн, еще из гортани выходит «дикий» воздух, то есть не «обработанный» колебаниями голосовых складок. Происходит из-зараздражения и набухания гортани, голосовых складок, при скоплении слизи, что сопровождается состоянием гиперемии. Вы можете чувствовать такое после голосового утомления, перед болезнью горла, и во время неё, курения.

Слабый –недостаточная сила (громкость) голоса из-за слабости дыхательного аппарата или недостаточной энергичностью смыкания голосовых складок (часто при паретичности). Что такое паретичность.

Хриплый –более сильная степень сиплого голоса (дополнительные причины – папилломатоз, стеноз, парезы, параличи, гипертрофия гортани и голосовых складок, певческие узелки).

Состояние папилломатоза возникает у детей с ринолалией после 14 лет. Это патологический процесс, характеризующийся образованием множественных папиллом на каком-либо участке кожи или слизистой.

Папиллома – доброкачественная опухоль, выступающая над поверхностью кожи или слизистой в виде сосочка.

Узелки голосовых складок = певческие узелки – у 20 % ринолаликов после 15 летнего возраста.

Фонастения – (у 70 –80 % ринолаликов в возрасте после 15 лет) – нарушение функции голосообразования без видимых органических изменений в голосовом аппарате. Проявления - быстрая утомляемость, прерывание голоса (осечки), неприятные ощущения в горле при долгой речи, пении, ощущение царапанья, жжения.

Ринолалики –как правило, имеют приобретенные нарушения слуха, значит, являются ранооглохшими (то есть, нарушение слуха возникло до освоения речи) или позднооглохшими, если речь у детей успела сформироваться.

Чаще у ринолаликов только снижение слуха, часто одностороннее или степень снижения слуха на разных ушах также различно.

Причины – отиты, антибиотики.

Степени снижения слуха


tipi-orientirovochnoj-osnovi-dejstvij.html
tipi-otnoshenij-roditelej-k-rebenku-s-nedostatkom-sluha.html
    PR.RU™